воскресенье, 4 марта 2018 г.



Игровые технологии в обучении дошкольников ПДД


В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях.




Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.

От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное - здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания, а также в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями.

В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.

Значительное место в обучении старших дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям комфортно и естественно его взять.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

  •   с элементами физических упражнений и спорта;
  •   ролевые и ситуативные игры;
  •   театрализованные и игры-драматизации;
  •   дидактические;
  •   с использованием макетов;
  •   компьютерные;
  •   интеллектуально-познавательные.

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

В начале года изготовляется макет (лист плотного картона, выполняется аппликация детского авто городка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной разметки). С этим макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

Ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы - пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды, участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие.

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ), его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями), в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие. Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются. Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки».

Я попыталась показать, как с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников Правилам дорожного движения.

6 комментариев:

  1. Елена Владиславовна, интересная у Вас подача материала, детям так легко понять и запомнить! А тема несомненно очень актуальная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за положительную оценку работы с детьми по предотвращению детского дорожно - транспортного травматизма. Несомненно,наши ребята, зная правила поведения на дороге и в транспорте, не будут попадать в опасные ситуации.

      Удалить
  2. Елена Владиславовна,спасибо за полезный и грамотно подобранный материал который будет полезен и педагогам и родителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что материал полезен педагогам и родителям.

      Удалить
  3. Елена Владиславовна! Данная публикация мне очень понравилась. Безопасное поведение детей на дорогах – важнейшая задача для родителей, водителей, воспитателей детских садов, сотрудников ГИБДД. Ребенок – самый незащищенный участник дорожного движения. С малых лет необходимо обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать дисциплинированность, осторожность, внимательность. Считаю очень интересным и эффективным методом активную форму обучения, как описано у Вас в публикации, когда дети сами принимают непосредственное участие, разыгрывают различные ситуации, учатся самостоятельно находить правильное решение. Применение игровых форм обучения, посредством театрализованной деятельности, участия в игре безусловно позволяет детям лучше запоминать и усваивать необходимые знания. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я абсолютно с Вами согласна. Считаю, что одной из главных задач - это воспитание навыков безопасного поведения на дорог и в транспорте, Так же дети - это водители транспортных средств, таких, как велосипед и самокат. И им необходимо иметь знания и навыки безопасного поведения, а также уметь предвидеть опасную ситуацию и уметь ее избежать. По - этому в нашем детском саду большое внимание уделяется этой проблеме. Мы изучаем ПДД, проводим викторины, играем в дидактические, сюжетно - ролевые игры по этой теме, используем ИКТ. Создаем отряд ЮПИД из старших дошкольников, который проводит мероприятия для младших ребят и родителей. Большое Вам спасибо, что уделяете этому вопросу внимание. это очень важно. Ведь сохранение здоровья и жизни детей - наша главная задача.

      Удалить