среда, 7 марта 2018 г.


Уважаемые родители!



Мне хочется рассказать о необходимости играть с детьми. Если вы будете играть с детьми в игры, особенно в коммуникативные, вы сможете развить отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы; развить открытость, умение выражать ребенком интерес и свое отношение к другим; покажете, что значит взаимное признание и уважение; сможете развить у ребенка коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты; научите проявлять терпение к недостаткам других; разовьете умение считаться с интересами окружающих.


Играя с детьми в коммуникативные игры, вы решаете несколько задач:


 - создаете положительный эмоциональный настрой ребенка;
 - формируете  положительное отношение к сверстникам;
 - помогаете преодолевать барьеры в общении детей;
 - создаете возможности для самовыражения ребенка;
 - совершенствуете память, внимание, мышление ребенка,
- развиваете восприятие, творческие способности, речь.

В процессе игры у ребенка появляется опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Итогом игры является положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей, тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Предлагаю несколько игр, в которые вы можете с ребенком играть и дома.

Я хороший


Цель игры: развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.


Ход игры: Игра заключается в том, что ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а Вы – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок сообщает: «Я хороший, потому что...» А Вы по очереди называют положительные качества ребенка до тех пор, пока не угадаете, что именно было загадано.

Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.

Обзывалки


Цель игры: научить детей понимать других людей, относиться к ним с большим вниманием и уважением.

Ход игры: предлагаете ребенку поиграть в игру под названием «Обзывалки», где должны обозвать друг друга.

Самое главное правило игры – обзывалки не должны быть унизительными. Прежде чем сказать придуманную обзывалку, ребенок мысленно должен применить это слово к себе и решить, было бы ему обидно, если бы так назвали его. Если он считает эту обзывалку не обидной и не унизительной, он может назвать ей вас. Очень важно дать детям время обдумать, хотел ли бы он, чтобы таким словом назвали его.

Эта игра поможет детям понять, что неприятные слова, произнесенные в адрес другого, могут доставить тому переживания и обиду.

Коробка добрых поступков



Цель игры: воспитание у ребенка доброжелательного отношения к другим людям, создание положительного эмоционального настроя между родителем и ребенком, воспитание умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Ход игры: Вы показываете ребенку коробку, наполненную кубиками, высыпаете их и предлагаете представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике ребенок сообщает Вам.

По окончании игры подводятся итоги. Вы вместе с ребенком подсчитывает количество кубиков, вспоминаете и анализируете добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики. Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

Посмотри на меня



Цель игры: научить детей видеть положительные черты в людях.


Ход игры: Предлагаете ребенку изобразить сценку, в которой один человек пристально смотрит на другого. Тот, на кого смотрят, описывает свои ощущения. Тот, кто смотрит, описывает причину, почему он смотрит на человека. Застенчивые дети обычно смущаются от чужих взглядов, поэтому монолог того, на кого смотрят, звучит примерно так: «Зачем он (а) на меня смотрит? Что ему (ей) не нравится? Наверное, у меня грязные ботинки. Или ему (ей) не нравятся мои очки». Тот, который смотрит: «Какой симпатичный мальчик сидит. Ему очень идет этот свитер. И еще у него очень добрые глаза».

Сиамские близнецы


Цель игры: развитие коммуникативных и графических навыков, умения согласовывать свои действия.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: Садитесь за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и Вашу левую от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования можете договориться между собой, что будете рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. После игры с ребенком проводится беседа о его ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли ему комфортно, что мешало, а что помогало.

Давай поговорим


Цель игры: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.


Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.


Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины и проявление»



Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки.

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  • Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;
  • Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин;
  • Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:
- В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

- Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому    «стоит на своём».

- Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.


КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. « Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Проявления капризов:
- В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- В недовольстве, раздражительности, плаче;
- В двигательном перевозбуждении.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам;
  • Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная;
  • Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни;
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:


  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  • Спокойный тон общения, без раздражительности.
  • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гармонизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что:
  • Достигнуто не своим трудом;
  • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);
  • Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:

  • За поступок, за свершившееся действие;
  • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;
  • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. Нельзя наказывать и ругать когда:
  • Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;
  • Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;
  • Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);
  • После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
  • Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
  • Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
  • Когда вы сами не в себе.
  • Наказание не должно вредить здоровью;
  • Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь,  что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя;
  • За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
  • Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
  • Надо наказывать и вскоре прощать;
  • Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
  • Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

8 комментариев:

  1. Спасибо, Елена. Очень интересный материал. Возьму в свою копилку)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что публикуемый мною материал интересен для Вас.Буду стараться подбирать информацию, которая может пригодиться в работе с детьми.

      Удалить
  2. Очень важная и содержательная статья. Думаю каждый извлечет из нее что-то себе на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за положительную оценку материала. Рада, что Вам он может пригодиться в работе.

      Удалить
  3. Спасибо, обязательно воспользуюсь))))

    ОтветитьУдалить
  4. Буду стараться подборку материала делать разнообразным интересным и полезным.

    ОтветитьУдалить
  5. Удачи в делах,продолжать сеять мудрое и доброе, радуюсь Вашим успехам!

    ОтветитьУдалить
  6. Удачи в делах,продолжать сеять мудрое и доброе, радуюсь Вашим успехам!

    ОтветитьУдалить