Антикапризин

Семь способов совладания с капризами.


В этой своей статье можно узнать о семи способах, которые вполне возможно, смогут помочь вам, уважаемые родители, справиться с детскими капризами.
1. Переключить ребенка на какое-то другое дело. Этот способ хорош потому, что дети не могут выполнять два дела одновременно. Если они уж чем-то занимаются, то уходят в это дело с головой, полностью в нем растворяясь, пока оно ему не наскучит. Если ваш ребенок начинает капризничать, его настроение изменилось в худшую сторону, помогите ему переключиться на другое дело, и вы увидите, как его настроение станет вновь доброжелательным и радостным, особенно при интересной совместной игре с родителями или при занятии тем, что вашему ребенку особенно интересно.
2.Сделайте так, чтобы ребенок почувствовал конкуренцию. Как это работает? Дело в том, что дети очень любят, чтобы на них всегда обращали внимание. Замечали ли вы, что делают дети, в тот момент, когда их не замечают родители, занятые своими взрослыми делами. Да, они начинают пищать, теребить юбку, звать маму или папу, хныкать и прочее, и прочее, прочее, лишь бы снова быть в центре всеобщего внимания. Как работает конкуренция? Разъясним на примере: ваш ребенок не хочет ложиться спать (извечная проблема многих родителей). Что можно сделать в этой ситуации? Можно не обращая внимание на капризы ребенка начать укладывать спать любимые куклы или игрушки вашего чада, приговаривая: «Какая молодец, как хорошо засыпает», - можно даже тихонечко петь песню. Вот увидите, ребенок с радостью возьмет инициативу в свои руки, а затем и попросит, чтобы его тоже уложили спать и спели колыбельную.
3.Попробуйте «НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ». Когда ваш ребенок бушует и истерит в попытке добиться желаемого, вы, обычно, начинаете его уговаривать, пытаетесь как-то повлиять на него и успокоить. Но ваши попытки могут быть безрезультатными, ваше чадо ведет себя все хуже и хуже.  Вместо того, чтобы и дальше пытаться угомонить ребенка, просто оставьте его одного в комнате. Любой актер жаждет внимания, жаждет постоянно играть, да так, чтоб зритель был и аплодисменты, чтоб приковать внимание к себе на мертво!  Так и ваш ребенок, ему интересно скандалить лишь при наличии зрителей, так и лишите его этого, пусть он побудет в комнате один. Вот увидите, через некоторое время ребенок угомонится, потому что истерить и стучать ножками по полу окажется не перед кем, театр опустел, зрители ушли и чего тогда реветь даром и надрываться? Поверьте, ребенку надоест реветь, если никто на это все равно не обращает внимание.
4. «Зеркало». Довольно интересный способ справиться с капризами ребенка, но он лучше срабатывает с детьми постарше. И так, как только ваш ребенок начинает бушевать, рыдать, начните его «отзеркаливать» - повторяйте за ним все, что он делает: мимику, движения, звуки. Ребенок увидит со стороны как он выглядит не лицеприятно в этот момент, и в итоге перестанет капризничать. Это произойдет потому, что, во-первых, либо ему станет неприятно о того, как он сейчас выглядит, во-вторых, ребенок отвлечется и обратит внимание на то, чем занимается мама, а ведь это так забавно и интересно!
5. Предложите ребенку заняться делом! Еще лучше, если ваш ребенок будет вам в чем-то помогать и будет чувствовать, что его помощь вам нужна и полезна. Это действует, потому что нередко дети капризничают и начинают вредничать из-за того, что они не знают, чем им заняться, чем себя развлечь, попросту делают это от скуки. И там покрутится, то сям послоняется без дела, скучно ребенку становится, настроение портиться, тоска в гости приходит, мается он от безделья. Вот и возникает у него желание выбраться из омута скуки, а как это сделать – этого ребенок еще не знает. Ибо привык он, что родители организуют его жизнь, не догадывается ребенок, что он сам может начать что-то делать. Но ребенок точно знает, что если начать ныть, то родители обратят на него внимание и что-то придумают. Вот и предложите ребенку вам помочь что-либо сделать. Дети очень любят помогать родителям: с удовольствием копошатся в муке, тщательно вытирают пыль, с удовольствием поливают цветы, стараются быть полезными родителям изо всех сил. Поэтому, если вы видите, что ваше чадо начинает от скуки вредничать, предложите ему дело по душе, попросите его вам помочь, и он с радостью вовлечется в порученное ему «взрослое» занятие. И капризы пройдут сами собой – ведь взрослые не капризничают!
6.Применение четких запретов. Разберем этот способ совладания с детскими капризами на конкретном примере. Детям постарше уже не терпится взять в руки «взрослые» предметы и сделать что-то, как родители. Например, ребенок дошкольного возраста видел, как мама на даче рыхлит землю на клумбе с помощью маленьких грабель, умещающихся в ладони. Не долго думая, когда мама закончила работу, ребенок стащил инструмент и начал активно ими орудовать в палисаднике, естественно при этом выдирая и цветы, и ненужные сорняки. Когда мама заметила, что творится на клумбе, она естественно, попросила ребенка отдать инструмент. Реакция ребенка – плачь, истерика, капризы, крики. Что делать, как успокоить ребенка и спасти от разорения клумбу? Маме необходимо спокойно повторить свою просьбу, без чувства вины перед ребенком или злости на него. Когда ребенок отдаст инструмент, ей необходимо объяснить почему она забрали его у ребенка, рассказать, что это огромный труд ухаживать за клумбой и выращивать цветы. После чего, необходимо попросить ребенка помочь навести на разоренной клумбе порядок и восстановить ее утраченную красоту. Ребенок должен знать границы дозволенного и если чего-то делать нельзя, значит – нельзя и точка. Если вы что-то запрещаете ребенку, то необходимо ему объяснить почему, но только так, чтобы ребенок действительно понял – говорите на «его языке». Однако, если уж ребенок нарушил запрет, то важно чтобы он нес ответственность за свой поступок. Так, в нашем случае, ребенок должен был убрать все вырванные цветы и принять участие в посадке и уходе за новыми цветами.
7. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его чувства. Согласитесь, время от времени каждый человек бывает в плохом настроении, когда многое раздражает, и он срывается на окружающих, освобождаясь от негативных эмоций и чувств. Наши дети не исключение - у них тоже бывает плохое настроение, они плачут, капризничают, кидают игрушки, бушуют. Таким образом они избавляются от напряжения, о того, что у них накопилось за день. Попытайтесь хоть иногда позволять ребенку этот выплеск, скажите, что вы понимаете его. А когда ребенок будет спокоен и готов, поговорите о том, что с ним случилось, что его расстроило, возможно, вашему ребенку необходима ваша поддержка и помощь, но он не знает, как ее попросить. Возможно его одолевают тревоги и страхи, а что с этим делать и как избавиться от них он еще не знает.  
Различных техник по преодолению детских капризов много, я привела лишь несколько из них. И на каждого ребенка эти техники влияют индивидуально, поэтому пробуйте, экспериментируйте и, наверняка, в ходе подобной работы вы изобретёте свой собственный «антикапризин», свой собственный набор техник, позволяющий вам помогать вашему ребенку выходить из капризного состояния.




Уважаемые родители!

Мне хочется рассказать о необходимости играть с детьми. Если вы будете играть с детьми в игры, особенно в коммуникативные, Вы сможете развить отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы; развить открытость, умение выражать ребенком интерес и свое отношение к другим; покажете, что значит взаимное признание и уважение; сможете развить у ребенка коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты; научите проявлять терпение к недостаткам других; разовьете умение считаться с интересами других.
Играя с детьми в коммуникативные игры, вы решаете несколько задач:
     Создаете положительный эмоциональный настрой ребенка;
Формируете  положительное отношение к сверстникам;
 Помогаете преодолевать барьеры   в общении детей;
 Создаете возможности для самовыражения ребенка;
 У ребенка совершенствуется память, внимание, мышление, развитие восприятия, творческие способности, выражения речи.
У ребенка появляется опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации.
Итогом игры является положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей, тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Предлагаю несколько игр, в которые вы можете с ребенком играть и дома.

Я хороший

Цель игры: развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.
Ход игры: Игра заключается в том, что ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а Вы – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок сообщает: «Я хороший, потому что...» А Вы по очереди называют положительные качества ребенка до тех пор, пока не угадаете, что именно было загадано.
Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.

Обзывалки

Цель игры: научить детей понимать других людей, относиться к ним с большим вниманием и уважением.
Ход игры: предлагаете ребенку поиграть в игру под названием «Обзывалки», где должны обозвать друг друга. Самое главное правило игры – обзывалки не должны быть унизительными. Прежде чем сказать придуманную обзывалку, ребенок мысленно должен применить это слово к себе и решить, было бы ему обидно, если бы так назвали его. Если он считает эту обзывалку не обидной и не унизительной, он может назвать ей вас. Очень важно дать детям время обдумать, хотел ли бы он, чтобы таким словом назвали его. Игра поможет детям понять, что неприятные слова, произнесенные в адрес другого, могут доставить тому переживания и обиду.

Коробка добрых поступков

Цель игры: воспитание у ребенка доброжелательного отношения к другим людям, создание положительного эмоционального настроя между родителем и ребенком, воспитание умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Ход игры: Вы показываете ребенку коробку, наполненную кубиками, высыпаете их и предлагаете представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике ребенок сообщают Вам, по окончании игры подводятся итоги. Вы вместе с ребенком подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

Посмотри на меня

Цель игры: научить детей видеть положительные черты в людях.
Ход игры: Предлагаете ребенку изобразить сценку, в которой один человек пристально смотрит на другого. Тот, на кого смотрят, описывает свои ощущения. Тот, кто смотрит, описывает причину, почему он смотрит на человека. Застенчивые дети обычно смущаются от чужих взглядов, поэтому монолог того, на кого смотрят, звучит примерно так: «Зачем он (а) на меня смотрит? Что ему (ей) не нравится? Наверное, у меня грязные ботинки. Или ему (ей) не нравятся мои очки». Тот, который смотрит: «Какой симпатичный мальчик сидит. Ему очень идет этот свитер. И еще у него очень добрые глаза».
Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: Садитесь за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и Вашу левую от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования можете договориться между собой, что будете рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. После игры с ребенком проводится беседа о его ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли ему комфортно, что мешало, а что помогало.
Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.




Консультация для родителей
«Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины
проявление»


Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
·        Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;
·        Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин;
·        Своеволием;
·        Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому    «стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. « Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:
·        В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
·        В недовольстве, раздражительности, плаче;
·        В двигательном перевозбуждении;
·      Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
·        Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
·        Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам;
·        Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная;
·        Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни;
·        Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
·        Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о « фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление « сломить силой авторитета».
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гармонизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что:
·        Достигнуто не своим трудом;
·        Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);
·        Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
·        За поступок, за свершившееся действие;
·        Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;
·        Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. Нельзя наказывать и ругать когда:
·        Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;
·        Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;
·        Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);
·        После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
·        Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
·        Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
·        Когда вы сами не в себе.
  7 правил наказания:
·        Наказание не должно вредить здоровью;
·        Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь,  что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя;
·        За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
·        Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
·        Надо наказывать и вскоре прощать;
·        Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
·        Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.







8 комментариев:

  1. Татьяна Синельникова6 марта 2018 г. в 04:57

    Спасибо за полезную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что информация оказалась полезной и интересной для Вас.

      Удалить
  2. Очень интересная публикация, спасибо! Удачи!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная статья и полезные советы о том, как бороться с капризами и упрямством у деток! А еще очень понравились игры. Обязательно попробуем!! Начнем прямо сегодня:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что публикуемая информация интересна для Вас. Важно, что Вы будете применять ее на практике.

      Удалить
  4. Статью прочитала с удовольствием! Спасибо за полезную информацию! Игры пригодятся в общении с ребенком. Однажды пришлось применить способ "зеркало", реакция ребенка последовала молниеносно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, то публикации помогают Вам в воспитании сына! Спасибо за то, что Вы не равнодушны! Всегда нас понимаете и поддерживаете!

      Удалить